Воздвижения Креста Господня

День празднования 14 сентября/27 сентября нового стиля

При иудейском первосвященнике Иосифе Каиафе (18—36 гг. по Р.Х.*), при префекте Иудеи Понтии Пилате (26—36 гг. по Р.Х.), в  пятнадцатый год правления римского императора Тиберия Цезаря Августа (август 28—август 29 гг. по Р.Х.), в    консульство Гая Руфия Гемина и Луция Рубеллия Гемина (1 января—30 июня 29 г. по Р.Х.) в десятый  день до апрельских календ (23 марта старого стиля) в  пятницу пострадал Господь наш Иисус Христос.

В девятый час дня (около 15 часов по нашему времени) Господь умер на Кресте. Тогда пришел праведный Иосиф из Аримафеи  и, войдя к Пилату, просил дозволения похоронить Его Тело. Пилат, удостоверившись  у центуриона о смерти Распятого, позволил. Иосиф снял с Креста Тело Господа, а другой ученик Христа праведный  Никодим принес мирровое масло,  и Тело Спасителя было помазано им согласно тогдашнему обычаю погребения. После этого они обвили Тело купленным для этого чистым полотном (плащаницей), а Лицо Его закрыли головным платком (сударем). Поскольку в пятницу вечером наступал субботний покой, надо было быстрее похоронить Почившего, поэтому Иосиф Аримафейский отдает Господу свою новую высеченную в скале гробницу, находившуюся рядом с Голгофой в Гефсиманском саду. Завернутое в плащаницу Тело Господа было положено в гробницу, а вход в нее был закрыт большим круглым камнем, закатывавшимся по желобу.  Крест Господень вместе с крестами казненных с Ним разбойников был сброшен в находившуюся рядом с Голгофой цистерну—резервуар под землей  для собирания воды во время дождя. Туда же были брошены гвозди и табличка,  на которой рукой Пилата была выведена насмешливая надпись: «Иисус Назорей—Царь Иудейский», мол, такая казнь   ждет каждого, кто не подчиняется единственному царю—римскому императору.

В восьмой день до апрельских календ (он же 25 марта старого стиля или 7 апреля нового стиля*) рано утром  в первый день недели, который позже стал называться воскресением, женщины-ученицы Господа, придя к гробу, чтобы довершить обряд помазания миром (из-за чего их стали называть Мироносицы), обнаружили гробницу пустой, в которой лежали только плащаница и сударь. На плащанице отпечаталось изображение  двух сторон   Тела Господа в момент Его Воскресения. Вскоре Мироносицам, а потом и  Апостолам  явился Сам Воскресший Спаситель.

В 66 г. по Р.Х. из-за злоупотреблений прокуратора Иудеи Гессия Флора (он присваивал себе средства иерусалимского Храма), началось Первое восстание евреев против Рима. Римский император Нерон (54—68) повелел разгромить восстание полководцу  Веспасиану  Флавию.            К лету 68 г. Веспасиан подошел к Иерусалиму и готовился осадить город, но из-за начавшейся в Риме междоусобной войны приостановил военные действия.  В августе 69 г. он провозгласил себя Августом. После того, как приверженцы Веспасиана  захватили Рим, Веспасиан стал единовластным правителем империи и отправился в Рим,    предоставив осаду Иерусалима своему сыну  Титу Флавию (будущий римский император 79—81). К Пасхе 70 г. Тит полностью осадил Иерусалим, и в августе того же года захватил город, причем  был сожжен   Храм Иерусалимский, где проповедовал Христос. Город был сильно разрушен, много иудеев погибло, еще больше продано в рабство и погибло на аренах цирков, многие были выселены в окраины империи. Но часть иудеев осталась в Иерусалиме, где молилась на остатках Храма.

В 132 г. вспыхнуло Второе восстание евреев под руководством Бар-Кохбы.  Войска римского императора Адриана (117—138) в 135 г. разгромили это восстание, и прежний Иерусалим был окончательно стерт с лица земли. Сверху был насыпан строительный мусор и земля, на которых был основан новый город, названный Элия Капитолина (Элий—родовое имя императора Адриана, а Капитолина—в честь Юпитера Капитолийского, капище которого было выстроено на месте ветхозаветного Храма). На месте же Голгофы был основан храм богини Афродиты (Венеры). Евреи окончательно были выселены из Палестины, и им было запрещено приезжать туда под страхом смерти.

Триста лет со своего основания христианство было недозволенной религией, и римские императоры в течение этого времени устроили 10 кровавых гонений на христиан, когда погибли сотни тысяч мучеников за Христа. Самым кровавым и обширным было последнее десятое гонение при императорах-соправителях Диоклетиане и Максимиане (285—305). После того как эти  императоры отказались от власти, в западной части Римской империи императором стал Констанций I Хлор, первая жена которого Елена была христианкой. Их сын Гай Флавий Валерий Константин  после смерти отца в июле 306 г. войсками был объявлен Августом Британии и Галлии. В 312 г. он пошел против правителя Рима и Италии Максенция. Перед решающей битвой Константину было видение: в небесах над солнцем знак Креста Господня с надписью римскими буквами «Этим (т.е. Крестом) побеждай!» (по-славянски «Сим победиши!») Знамение видели и солдаты его войска, многие из которых дожили до времен Юлиана Отступника (см. житие вмч. Артемия (память 20 октября), бывшего тогда в войске Константина).   Наутро Константин повелел сделать из золота и драгоценных камней  лабарум—большое изображение Креста, носимое на древке, а также изобразить на щитах и шлемах воинов знак креста. 28 октября 312 г. произошла знаменитая битва у Мильвийского (Мульвийского) моста под Римом. Несмотря на численное преимущество и преторианскую гвардию, Максенций был наголову разбит и погиб, а Константин стал правителем всего запада Римской империи. Восточной частью империи тогда правил Лициний. Оба императора в начале 313 г. в Медиолане (Милане) приняли известный эдикт, объявлявший христианство дозволенной религией. Кроме того, из-за почтения к Кресту Константин запретил казнь через распятие.

В сентябре 324 г. Константин разгромил Лициния, втайне продолжавшего гнать христиан,  и стал единым правителем Римской империи: в историю Церкви он вошел как святой царь  Константин I Великий. Его мама св. Елена в 326 г. решила найти место, где пострадал Спаситель,  и все, с этим связанное. Но место Голгофы за триста лет нашествий и перестроек потерялось. Тогда Елене указали на одного еврея по имени Иуда, который якобы знает место Распятия. Сперва его упрашивали, а затем стали пытать, после чего он сказал, что Голгофа находится под храмом Венеры. Елена приказала разломать языческое капище и копать, а для ускорения  работ   бросала золотые монеты рабочим. Под грудой земли и строительного материала, наконец, была найдена гора Голгофа, у подошвы которой  были откопаны три креста и табличка с надписью Пилата.     Рядом с Голгофой  был откопан Гроб Господень, в котором  были найдены 4 гвоздя, пробившие руки и ноги Спасителя. Это произошло 6 марта  326 г., когда Православная Церковь празднует «Обретение Честного Креста и гвоздей св. царицею Еленою в Иерусалиме». Было непонятно, какой из трех крестов—Господень?  Тогда принесли больную женщину и стали по очереди  возлагать ее  на кресты.  Когда она коснулась  Креста Господня,  тут же выздоровела.  Кроме этого, от Креста   стали происходить  многочисленные исцеления, и даже воскресение умерших: увидев это,  указавший место Голгофы еврей Иуда крестился с именем Кириак, впоследствии стал епископом Иерусалима и пострадал за Христа в 363 г. при гонениях императора Юлиана Отступника.

Найденное Древо Креста было отнесено в храм Иерусалимского епископа, которым тогда был Макарий I (314-333). Весть об обретении Креста быстро разнеслась по окрестным областям, и огромное множество народа  устремилось увидеть Крест и поклониться. Но из-за скопления такого количества людей к Древу нельзя было не только подойти, но даже просто увидеть его. Тогда епископ Макарий вместе с диаконами стал поднимать (по-славянски воздвизать) Крест Господень, чтобы хотя бы издалека верующие могли увидеть его: это событие и получило название Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.  В память того, что Крест был обретен в дни  Великого поста 326 г.,  доныне четвертая неделя Великого поста называется Крестопоклонная и  в течение ее  совершается вынос и поклонение Кресту.   По повелению императора Константина  на месте обретения Креста, Голгофы и гроба Господня был построен большой храм Воскресения Христова (все это находилось рядом  друг с другом). 13 сентября 335 г. храм Воскресения  был торжественно освящен, из-за чего 13 сентября  получило  в церковном календаре название Воскресение словущее (т.е. называемое Воскресением), а память Воздвижения Креста Господня  установили  отмечать на следующий день 14 сентября (27 сентября нового стиля).  Храм Воскресения над Гробом Господним не сохранился из-за многочисленных завоеваний Иерусалима: нынешнее здание было построено в 19 веке.

Часть Креста (и часть гвоздей) Елена отослала Константину, а другую часть заключила в серебряный ковчег, с которым   каждый год 14 сентября проходил Чин воздвижения Креста.   В Великую Пятницу тоже этот ковчег с Крестом выносился для поклонения; вместе с ним выносилась и табличка Пилата (белого цвета с красной надписью на трех языках).  В июне  614 г. персидский шахиншах Хосров II (579—628) завоевал Иерусалим и забрал древо Креста. Византийский император Ираклий I (610— 629) в конце 628 г. разгромил Хосрова и отобрал у персов Крест Господень. При въезде в Иерусалим 3 мая 629 г. Ираклий облачился в бедную одежду и босым отнес Крест на своих плечах на прежнее место в храм. Это событие также внесло свою лепту в формирование чина праздника Воздвижения Креста Господня. От начала 9 века остались сведения о Кресте, которой  выносили вместе с сударем—платком, лежавшем на Лице усопшего Спасителя. При взятии Иерусалима в 1099 г. крестоносцы 1 Крестового похода  торжественно носили Крест по улицам города. Его постоянно брали с собой в походы короли латинского Иерусалимского королевства. Крест присутствовал в битве крестоносцев с известным арабским полководцем Салах-ад-дином (Саладином) в 1187 г. при озере Тивериадском. После разгрома крестоносцев Крест попал в руки Саладина, который отвез его в Багдад. 8 сентября 1221 г. при сдаче Дамиетты крестоносцы возвратили себе Крест. Во время 7-го крестового похода (1242—1245) при битве при Газе Древо Креста было у крестоносцев. Дальнейшая судьба Древа Креста неизвестна: оно постепенно уменьшалось в размерах из-за желания верующих всех времен иметь при себе частичку Животворящего Древа и теперь рассеяно по всему миру.

Отосланная Еленой Константину часть Креста  хранилась  в Константинополе в императорском дворце и выносилась 1 августа в храме  Св. Софии для поклонения народу. Затем Крест обносили по городу до дня Успения Божией Матери, в процессе чего освящали воду и кропили  этой водой городские улицы и площади. Такая традиция возникла для предотвращения болезней, часто посещавших Константинополь в летнее время. Этот праздник стали называть Происхождением (т.е. изнесением, выносом) древ Креста Господня; на Русь праздник пришел в 1164 г. при великом князе св. Андрее Боголюбском, победившем в этот день болгар.  Так же, как и на Воздвижение и в Крестопоклонную неделю Великого поста, в этот день Крест выносится для поклонения; кроме того  совершается освящение воды.

В 1204 г. воины 4 Крестового похода захватили Константинополь и разграбили его. На Запад были увезены многие реликвии, в том числе часть Креста св. Елены, Плащаница, обвивавшая Тело Спасителя, и Терновый венец, бывший на голове Его.  В Риме в базилике святого Креста хранится табличка с Креста; в Италии в Турине находится Плащаница, называемая Туринской; в Испании в г. Овьедо—сударь с головы Господа. В Западной Церкви   3 мая празднуется как «День обретения Креста»: римский папа Сергий I (687—701) постановил в этот день выносить для поклонения часть Креста, хранившуюся в Константиновской церкви Рима.  В Соборе Парижской Богоматери в столице Франции находится Терновый венец Спасителя, выносимый для поклонения в Страстную Пятницу (по католическому исчислению).

В отличие от многих праздников, Воздвижение Креста Господня стал  отмечаться практически с самого появления в 326 г.  От 5 века дошли сведения о 8-мидневном праздновании его. Сначала это был местный праздник Иерусалимского  Патриархата, а после возвращения Креста из персидского плена распространился во всей Церкви. В 7 веке уже имеются Чин воздвижения Креста, тропари «Спаси, Господи, люди Твоя…» и «Кресту Твоему поклоняемся…»; в 9 веке упоминаются субботы и Недели до и после Воздвижения. О посте в день Воздвижения записи появляются в 11 веке как об уже давно установившемся обычае.

 

УСТАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАЗДНИКА ВОЗДВИЖЕНИЯ

1) Имеются суббота и воскресение перед Воздвижением и суббота и воскресение после Воздвижения.

2) Перед великой вечерней Крест с Жертвенника переносится на Престол и лежит там до великого славословия. После великого славословия на утрене совершается вынос Креста и поклонение ему, для чего священник одевается в полное богослужебное облачение. При поклонении Кресту поются особые Стихиры на целование Креста, и верующие помазываются освященным елеем. Крест лежит на аналое посреди церкви до отдания Воздвижения (21 сентября ст.ст.) В соборных храмах совершается торжественный Чин воздвижения Креста.

3) После Евангелия на утрене поется песнь «Воскресение Христово видевше…», обычно поемая  только под воскресения. Это из-за того, что в 335 г., когда праздник был  перенесен на  14 сентября, этот день пришелся  на воскресение. Из-за этого же и поется: «…и Святое Воскресение Твое славим».

4) На Литургии вместо Трисвятого поется «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко и Святое воскресение Твое славим».

5) В день Воздвижения предписан строгий пост в память Распятия Господа.

6) У праздника имеется один день предпразднства—13 сентября (оно же—Воскресение словущее);  7 дней попразднства (15 сентября—21 сентября).

7) Если праздник Воздвижения придется на воскресение, то воскресная служба отменяется, кроме пения «Воскресение Христово видевше…»

8) Все 7 дней попразднства на Литургиях после малого входа (с Евангелием) поется:«Спаси ны, Сыне Божий,     плотию распныйся, поющия Ти: аллилуйя».

9) На 9-й песне канона вместо пения «Честнейшую» поются припевы Воздвижения.

10) Вместо «Достойно есть» поется задостойник: «Таин еси, Богородице, рай…»

ЛИТЕРАТУРА:

1) Еп. Арсений (Иващенко). Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова. СПб, 1899 г. Репринт СПб,  2007 г. Издатель В.П. Голубев.

2) Прот. Ростислав Снегирев. Библейская археология. Свято-Троицкая Сергиева лавра, М. 2007. Раздел «Новозаветный период».

3) Николай Маккавейский. Археология истории страданий Господа Иисуса Христа. Пролог, Киев 2003 г.

4) Григорий Турский. История франков. «Наука» М. 1987 г.

5) Сократ Схоластик. Церковная история. РОССПЭН, М. 1996 г.

6) М. Скабалланович. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Пролог, Киев 2004 г.

7) Прот. Г. С. Дебольский. Дни богослужения Православной Церкви. Т.1. Праздники в честь и память креста Господня. Издание 1901 г. СПб.  Репринт М. 1996 г. «Отчий дом».

8) БИБЛИЯ на русском языке, Брюссель, 1989 г. YMKA-PRESS.

9) IDATII EPISCOPI DESCRIPTIO CONSULUM EX QUO PRIMUM ORDINATISUNT. Ex Codice ms. biblothecae collegii Parisiensis soc. Jesu. Annos ab Urbe condita Varronianos ad oram addidit Labbeus.
(Patrologia Latina v.51).

10) С.В. Булгаков. Настольная книга для Священно-церковно-служителей.  Том I. Репринт издания 1913 г. Издательский отдел Московского Патриархата, М. 1993 г.

11) Тайна Библии. Сост. диакон В. Синельников. Сестричество во имя прмц. вел. княгини Елизаветы, М. 1996 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *