ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК АНТИПА (КИРИЛЛОВ)
7 марта (или 6 марта в високосный год) в селе Татаринцево Бронницкого благочиния Раменского района празднуется память последнего перед закрытием настоятеля храма—иеромонаха Антипы (Кириллова). В миру его звали Антон Петрович Кириллов. Он родился 3 августа 1870 года в селе Братки Одельской волости Борисоглебского уезда Тамбовской губернии в крестьянской семье. Образование–2 класса церковно-приходской школы. Антон Петрович был глубоко верующим человеком: в 28 лет он уходит в монахи на Святую гору Афон.
В монадологии из архива русского Пантелеимонова монастыря Святой горы сохранились данные о нем: «Мирское имя — Антоний Петрович Кириллов… Рост выше среднего, волосы русые, глаза серые. Принят в Свято-Пантелеимонов монастырь 11 июня 1898 года, пострижен в рясофор 14 марта 1901 года, в мантию — 5 марта 1903 года. Послушание проходил на огороде, на большом судне, в свечной, на подворьях в Константинополе, Москве и Одессе. Певчий…»
Монах Антипа был вывезен с Афона на пароходе «Херсон» в 1913 году по делу имябожников, хотя сам не был последователем этого учения. 12 октября 1913 г. он отпускается из афонского подворья в Одессе и переезжает в Москву.
Однако в сердце батюшки постоянно жила мысль об Афоне. В 1933 году, уже служа в Татаринцево, он написал настоятелю Свято-Пантелеимонова монастыря игумену Мисаилу такое послание: «Ваше высокопреподобие, досточтимый отец архимандрит, отец игумен с братией, благословите! Примите от меня, грешного, братское мое почтение и низкий мой Вам поклон. От души желаю Вам всего лучшего, спасения души и мира от Бога. Хотя и за дальним рубежом от Вас, но душа моя скорбит о Вас, так как давным-давно не вижу Вас. По милости Божией с отцом Макарием (иеромонах Макарий (Чирков), род. 1854 г., с 1888 г.—монах на Афоне, в 1920 г. сослан в Тагильский концлагерь; в 1923 г. выслан на три года в Северный край; дальнейшая судьба неизвестна—авт.) на Полянке вижусь очень часто, он уже стал дряхлым старичком, а я, грешный, по милости Божией служу на приходе за священника в пятидесяти верстах от Москвы. И сколько можно в нужде помогаю отцу Макарию от своих трудов. Итак, добрейший отец игумен, если Вы не гнушаетесь мной, грешным, то не помяните моих грубостей и напишите хоть два-три слова, кто после отца Иакинфа стал наместником и сколько вас в живых.
Ваш покорный и грешный послушник иеромонах Антипа Кириллов, бывший певчий у (неразбор.) Адрес: Московской области Коломенского округа Бронницкого района село Татаринцево Антипе Кириллову.
3/16 февраля 1933 года. Прошу Ваших святых молитв и жду ответа как великого утешения. Иеродиакон Софоний тоже в Москве служит» 1.
О. Антипа переводится в Новоспасский монастырь в Москве, где встречает революцию 1917 г. Вследствие закрытия Новоспасского монастыря в 1918 году монах Антипа уехал в родное село Братки (тогда уже Терновского района Воронежской области) и стал служить в здешнем храме псаломщиком. В 1929 году он был рукоположен во иеромонаха к церкви села Елань-Козловка Борисоглебского района Тамбовской области. В 1931 году иеромонах Антипа переехал в Москву и был назначен в Татаринцево 2. Здесь он поселился у прихожанки Олимпиады Копненковой (теперь это дом №4) в небольшой комнатке: предыдущий священник с. Татаринцево о. Петр Цветков в мае 1931 г. был вынужден продать дом при храме, который в царское время священнослужители выкупали друг у друга, председателю сельсовета. Прихожане полюбили нового священника за его подлинно благочестивую жизнь. Он служил по полному, как иногда говорят—монастырскому уставу, к нему всегда можно было прийти за советом. После всенощного бдения многие прихожане оставались ночевать в церкви, и о. Антипа вел с ними беседы. Он всегда говорил проповеди и очень к ним готовился: при обыске у него были обнаружены рукописные черновики проповедей. В начале 1936 г. о. Антипа обратился в райисполком с просьбой освободить от твердого задания мясопоставок, к чему его обязали местные власти. Ему отказали 3 . В октябре того же года о. Антипа получил новый паспорт, по которому был прописан в с. Татаринцево.
В январе 1938 г. начальник Бронницкого Управления НКВД по Московской области Якушев в качестве свидетелей допросил двух священников из соседних с Татаринцево сел Давыдово и Салтыково, которые в то время состояли при местном отделе НКВД осведомителями, и они подписали показания, необходимые для обвинения иеромонаха Антипы 4 (их храмы были закрыты и разорены, они оба избежали репрессий и скончались в 1940-50-х гг., работая в местных учреждениях; автору о них рассказывали люди, помнившие их). 1 февраля 1938 года о. Антипа прошел обследование в Бронницкой больнице: у него было обнаружено заболевание миокарда сердца. 13 февраля 1938 года начальник паспортного стола и врид. (временно исполняющий дела) начальника Бронницкого районного отделения милиции лейтенант Ратнер* (санкционировавший арест всех священнослужителей Бронницкого района и обеспечивший им смертный приговор; в марте 1938 г. им была арестована председатель Бронницкого райисполкома Морозова, и в течении месяца Ратнер был исполняющим обязанности председателя Бронницкого РИКа), подписал постановление об аресте иеромонаха Антипы. 15 февраля 1938года на праздник Сретения Господня иеромонах Антипа (Кириллов) отслужил в Крестовоздвиженской церкви свою последнюю земную Литургию. На следующий день 16 февраля сотрудник Бронницкой милиции Ширяев предъявил ему ордер на обыск и арест. На обратной стороне рукой о. Антипы было написано: «Ордер предъявлен числа 16/ II 38 года. А. Кириллов» 5 . При обыске был изъят паспорт, личные записи и письма. Понятым при обыске был председатель Татаринцевского сельсовета. Один из местных жителей, Николай Петрович Смирнов, довез о. Антипу на подводе до Бронниц, откуда тот был направлен в тюрьму г. Коломны. По словам старожилов, после ареста о. Антипы староста поехал в Бронницкую милицию узнать о нем, но там сказали, что здесь уже никого нет, и чтобы больше не разыскивали. Полвека о судьбе иеромонаха Антипы не было известно почти ничего, пока не были рассекречены архивы НКВД. 21 февраля 1938 года сельсовет с. Татаринцево дал в органы НКВД справку, где говорилось, что о. Антипа «занимался антисоветским разговорами среди сельского населения… 12/XII 37 г. на выборы (в Верховный Совет—Авт.) не явился и пытался остановить остальную массу колхозников». Допрос о. Антипы в коломенской тюрьме проводил Ратнер. Вот выдержки из протоколов допроса:
Следователь: Следствие располагает сведениями, что вы в августе 1937 года распространяли клевету на советскую власть, что эта власть—наказание Божие, что самых лучших людей советская власть ссылает и сажает. Признаете ли вы себя виновным в этой антисоветской агитации
О. Антипа: Я этого не говорил, потому что я верующий, я говорил, что всякая власть от Бога, и мы ей покоряемся.
Следователь: Все это сущая ложь, следствию известно, что в декабре 1937 года вы оскорбительно высказывались о сталинской конституции.
О. Антипа: Я это не говорил и факт этот отрицаю.
Следователь: В чем же вы себя признаете виновным, то есть в какой антисоветской или контрреволюционной агитации вы себя считаете виновным?
О. Антипа: Ни в какой антисоветской и контрреволюционной агитации я себя виновным не признаю.
Следователь: Из ваших рукописей видно, что в проповедях вы внушали верующим покорность, смирение.
О. Антипа: Я говорил в проповедях, что богатство и бедность—все от Бога. Я в проповедях говорил, что нужно верить в Бога и что бедным нужно смирение и благодарить Бога, если ему богатый помогает. Говорил я и то, что не только мы верим, но и многие талантливые люди, о которых я в проповедях говорил, что они также были верующими, и, приводя примеры, перечислял имена этих людей. Из календаря я взял лист, где говорится о естествоиспытателе Линнее, с тем, чтобы показать, что даже советская власть и то его хвалит как талантливого человека и одновременно говорит о нем, что он был человеком религиозным. Все это делалось для укрепления веры.
Следователь: Следствию известно, что вы во время выборов в Верховный Совет отказались от голосования. Дайте показания по этому вопросу.
О. Антипа: Я не голосовал, потому что за мной не прислали лошадей, хотя и обещали.
Следователь: Следствию известно, что к вам приходили на квартиру, чтобы пригласить голосовать, но вы категорически отказались.
О. Антипа: Этого факта не было.
Допрос о. Антипы был начат 18 февраля и окончен на следующий день в 23 часа 30 минут6.
Затем следователь допросил одного из жителей с. Татаринцево, который дал показания, что о. Антипа имел большое влияние на колхозниц, которые в некоторые церковные праздники перестали выходить на работу и начали чаще ходить в храм; якобы о. Антипа перед выборами в Верховный Совет СССР 12 декабря 1937 г. говорил: «на что нам выбирать, кто они, кого нам выдвигают в кандидаты коммунисты, такие же антихристы, они продолжают дело, начатое большевиками, не нужно голосовать». «Деревня, где проживает Кириллов,— продолжал лжесвидетель,— находится в расстоянии одного километра от той, где проходило голосование, священник мог бы дойти пешком, как другие. Когда мы к нему пришли на квартиру и спросили, что он не идет голосовать, он ответил: власть не наша, власть антихриста, и мне за нее голосовать нечего». В 1937 году иеромонаху Антипе исполнилось 67 лет, и для старого человека, тем более для священника, который всю службу в храме несет на ногах, даже один километр пешком—большая трудность.
О. Антипа обвинялся по статье 58 пункт 10 УК СССР. В обвинительном заключении говорилось (пунктуация наша—Авт.), что «КИРИЛОВ Антип Петрович крайне настроен против Сов-власти; пользуясь положением попа, он среди колхозников распространял гнусную к/р (контрреволюционную—Авт.) клевету против Сов-власти; распространял слухи о скором начале войны и неминуемой гибели Сов-власти, своими проповедями разлагал колхозную дисциплину, распространял к/р провокационные слухи о Сов-власти, называя ее дьявольским наваждением, призывал к отказу от голосования в Верховный Совет, для чего примером для всех категорически отказался от голосования» .
Ниже как доказательство «вины» иеромонаха Антипы приводились (со слов дежурных «свидетелей», конечно) такие его высказывания:
«Сов. власть есть власть дьявольская, эту власть нам дал Всевышний в наказание, но долго властвовать красные не будут и гибель всем коммунистам надо ожидать в ближайшее время. Всех поуничтожат…
Так как сейчас живет народ, этого не найдете ни в одной другой стране. Народ терпит голод, нищету и разорение, эксплоатируется (так в подлиннике—Авт.) еще больше, чем при царском правительстве, но какое же бесстыдство заявлять, что сейчас живем лучше, только приходится молчать…
…Как видишь, наших людей всех сослали, там они мучаются и переносят голод и холод, но скоро будет этому конец и снова будет у власти царь…
Конституция составлена неправильно, она отразила интересы только маленькой кучки людей коммунистов, а большинство по прежнему остаются в нищете, что записано в конституции о достижениях, это ложь. Большевики только хвастаются, а на деле мы видим совершенно обратное, они всем рот заткнули…
Вот не верят большевики в Господа Бога, кроме того, что Господь покарает их, но весь православный народ пострадает. Войну на вас Господь нашлет…, Сов-власть погибнет от рук фашистов…
Вот видите, в прошлом году неурожай, в этом году тоже: это уже наступает кара Божия за наши грехи, а все это от этой власти. Старая власть была православная, царь сам так же молился Богу, был христианин, а теперь вся власть состоит из антихристов. Наступил конец нам за все эти грехи…»7
27 февраля 1938 года Тройкой при УНКВД СССР по Московской области иеромонаху Антипе (Кириллову) была назначена высшая мера наказания—расстрел. Иеромонах Антипа был расстрелян 7 марта 1938 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в одном из погребальных рвов этого полигона8. На момент казни о. Антипы предписания об исполнении смертного приговора подписывал комиссар госбезопасности 1-го ранга Л. Заковский (сам расстрелянный рядом на полигоне «Коммунарка» в августе того же года за то, за что казнил—за «шпионаж»); расстрелом руководили комендант полигона И.Д. Берг и его заместитель М. Семенов. С о. Антипой в этот день были казнены 24 церковника и 289 остальных людей, в их числе—8 было причислено к 2005 г. к Лику святых 9 . Приговоренных к расстрелу, как правило, фотографировали: таким печальным образом для истории сохранилась внешность о. Антипы.
16 января 1989 г. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х и начале 50-х годов». Согласно части I статьи I этого Указа о. Антипа 19 июля 1989 года был реабилитирован 10.
У кого-то из прихожан сохранилась книга о. Антипы—третий том книги епископа Сильвестра «Опыт православного догматического богословия» (издание третье, Киев, 1898 год). На форзаце книги имеется надпись «Собственность иеромонаха Антипы Кириллова. Староафонец». Последнее слово означает, видимо, что о. Антипа подвизался на Афоне в Греции, который называется Старым Афоном, в отличие от Нового Афона в Абхазии. Там же карандашом надписаны названия тем и номера страниц в книге, например: «Человек сотворен после Ангелов… Ньют(он) и Кеплер… Человек и обезьяна… Душа бессмертна… И тела воскреснут… Крещение с детьми…» и т.д. Эта книга сейчас находится в храме Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище г. Москвы в числе экспонатов музея Новомучеников, настоятелем которого является игумен Сергий (Рыбко), в 80-х гг. ХХ века служивший алтарником в Татаринцево. После прославления прмч. Антипы (Кириллова) в 2003 году в иконописной мастерской этого храма была написана его икона для Крестовоздвиженской церкви. По сведениям, сообщенным нам о. Сергием, еще один человек, допрашивавший о. Антипу, носил фамилию Воронов; впоследствии он спился и покончил с собой. Во время допросов священники подвергались пыткам, в частности, прижимание пальцев дверью и проч.
28 февраля 1938 года был арестован проживавший в Татаринцево Федор Михайлович Марков. Он родился в 1893 году в семье псаломщика Богоявленской церкви соседнего с. Амирево Михаила Федоровича Маркова—будущего священноисповедника из с. Горы Озерского района. Федор Михайлович обучался в Духовной семинарии, но по каким-то причинам ее не закончил. С 1914 по 1919 г. он был псаломщиком в Архангельском храме г. Бронницы, затем—писарем при Конском запасе. С 1921 по 1935 гг. Ф.М. Марков состоял учителем в Татаринцевской начальной школе. Оттуда он был уволен за несоответствие облику советского учителя. Жену его звали Евдокия Ионовна, 1900 года рождения, у них родились две дочки. Иногда Федор Михайлович помогал иеромонаху Антипе на клиросе Крестовоздвиженской церкви с. Татаринцево.
Обвинялся он в том, что «будучи сельским учителем… вел разлагательскую работу среди учеников…систематически занимался антисоветской агитацией и контрреволюционной деятельностью. Распространял гнусную к/р клевету против советской власти и ВКП/б, выступал против займов, в защиту банды шпионов Тухачевского, Каменева, Зиновьева и др. Похабно высмеивал положение о выборах в Верховный Совет СССР, опошлял Сталинскую конституцию».
14 июня 1938 г. Тройкой при УНКВД СССР по Московской области приговорен к расстрелу. 1 июля 1938 года Федор Марков был расстрелян на Бутовском полигоне. Реабилитирован 28 августа 1989 года 11.
Прихожане искали в Татаринцево нового священника, но найти такого было в то время невозможно. 17 сентября 1938 г. на заседании Президиума Бронницкого райисполкома было принято решение: «СЛУШАЛИ…: -Решение общих собраний колхозников селений Татаринцево, Сабурово, Владимировка—Татаринцевского сельсовета о закрытии Татаринцевской церкви под дальнейшее использование под культурные мероприятия—под клуб.
ПОСТАНОВИЛИ: -Учитывая, что данная церковь в течение одного года н е д е й с т в у е т (разрядка оригинала—Авт.), имущество ни кем не охраняется, находится в безнадзорном состоянии, граждане всех селений Татаринцевского сельсовета требуют церковь закрыть с дальнейшем использовании под культурные мероприятия» 12.
Поступил приказ старосте отдать ключи и церковные документы, и храм был закрыт. Внутреннее убранство храма особенно не ломалось, но некоторые иконы из иконостаса и часть утвари пропало. Также были сломаны Престол и Жертвенник в алтарях. Клуба в храме не получилось: там стали ссыпать зерно, хранили свеклу. Большие иконы использовали как трапы для хождения по ним, из облачений шили тапочки… Но, по словам одной прихожанки, сельхозпродукты ссыпали только в трапезной части, а центральная оставаясь пустой. В 1939 г. была сломана колокольня и часовня при храме. Обломки от колокольни пошли на фундамент местного скотного двора, но тот долго не простоял. Как говорят прихожане, при разрушении колокольни был придавлен рабочий, который скончался в больнице. Староста храма К. С. Назарова рассказывала, что хотели взорвать вообще весь храм, но при взрыве колокольни отлетевшим колоколом был убит начальник, и это спасло само здание Крестовоздвиженской церкви. В 1944 г. храм был открыт и с тех пор не закрывался.
26 декабря 2002 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви иеромонах Антипа (Кириллов) были причислен к лику Святых Новомучеников 13. В марте 2003 года в Крестовоздвиженском храме была отслужена первая Литургия, посвященная памяти преподобномученика Антипы. В 2012 г. в храм приезжали дальние родственники о. Антипы, проживающие во Франции, куда их предки попали в революционное лихолетье.
Память прмч. Антипы, кроме 7 (или 6 в високосный год) марта, совершается также в соборе Новомучеников и исповедников Российских, Московских святых, новомучеников Бутовских, Воронежских и Рязанских святых. Изображение прмч. Антипы есть на современных иконах Святогорских новомучеников и святых новомучеников Афонских.
Осенью этого года была изготовлена памятная доска, посвященная прмч. Антипе, которую весной будущего года предполагается установить во дворе храма.
В заключении хочется поблагодарить братию афонского Свято-Пантелимонова монастыря за присланные материалы о прмч. Антипе.
Настоятель Крестовоздвиженского храма с. Татаринцево Бронницкого благочиния Раменского района игумен Фаддей (Шавернев).
ПРИМЕЧАНИЯ
- АРПМА. Док. №1250.
- ГАРФ ф. 10035, оп. 2, д. 23027, лл. 8 об.
- Бронницкий городской архив ф. 8, оп. 1, д. 137, лл. 32,33.
- ГАРФ ф. 10035, оп. 2, д. 23027, лл. 11—14 об.
- Там же. Ордер №751 от 16 февраля 1938 г.
- Там же. ф. 10035, оп. 2, д. 23027, лл. 8—10.
- Там же. ф. 10035, оп. 2, д. 23027, лл. 17—18.
- Там же. ф. 10035, оп. 2, д. 23027, л. 32.
- Русская Голгофа. Бутово. Месяцеслов-синодик. Храм святых Новомучеников и Исповедников Российских. 2005 г. Стр. 16—17.
- ГАРФ ф. 10035, оп. 2, д. 23027, л. 45.
- Там же. ф.10035, оп.2, д. 24028.
- Бронницкий городской архив ф.8, оп.1, д. 190, лл.186,189.
- Жития Новомучеников и Исповедников Российских ХХ в. Московской епархии. Дополнительный том I. Издательство Булат, Тверь. 2005 г. Стр. 85—89.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Сост. игумен Дамаскин (Орловский). Февраль. Издательство Булат, Тверь. 2005 г. Стр. 373-376.
- Сайт «Русский Афон». Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон (afonit.info).
- Россия–Афон: тысячелетие духовного единства. Материалы международной научно-богословской конференции. Москва, 1–4 октября 2006 г. М.: ПСТГУ, 2008.