2 (15) марта 1917 г. произошло печальное событие русской истории: на станции Дно под Псковом отрекся от престола св. страстотерпец император Николай II, принужденный к этому генералами и придворными. После этого наша страна ввергнулась в бесконечную череду смут, междоусобиц, разных «великих экспериментов», оттепелей, перестроек, демократизаций, из которых никак не может выйти. Но Бог послал православным людям утешение: в день отречения императора-страстотерпца в с. Коломенском была обретена икона Божией Матери, которой дали название «Державная».
Наша Бронницкая земля имеет к этому событию прямое отношение. Крестьянке деревни Починок Жирошкинской волости Бронницкого уезда Евдокии Андриановой в феврале 1917 г. дважды явилась Божия Матерь с повелением отправиться в с. Коломенское
и найти там Ее икону (первое явление было в первый понедельник Великого поста 1917 г.) Крестьянка отправилась туда и вместе со священником местной Вознесенской церкви (кстати, построенной великим князем Московским Василием III в благодарность Богу за рождение наследника—будущего царя Ивана IV Грозного) о. Николаем Лихачевым в подвале храма нашла старую закопченную икону. После очистки перед зрителями предстала Божия Матерь на престоле в темно-красной царской порфире, с короной на голове и скипетром и державой в руках и с Богомладенцем на коленях. Это случилось 2 (15) марта 1917 г. в день отречения Государя Николая II, и среди верующих укрепилось мнение, что теперь Царица Небесная заняла Престол Русского государства, из-за чего найденная икона получила название «Державная».
Новобретенная икона была отреставрирована в мастерских московского Алексеевского монастыря в Красном селе (сюда этому монастырю пришлось в 1831 г. переехать со своего старого места на берегу Москвы-реки из-за строительства Храма Христа Спасителя) и вставлена в новый иконостас Георгиевской церкви, находящейся рядом с Вознесенской церковью. К иконе сразу стали стекаться многочисленные богомольцы для поклонения, а с июля 1917 г. ее стали носить по окрестным (в том числе и московским) церквям и монастырям, фабрикам и заводам. Об обретении иконы управляющий Московской епархии епископ Дмитровский Иоасаф (Каллистов) доносил митрополиту Московскому святителю Тихону (Беллавину) (будущему Патриарху), а тот в донесении от 13 октября 1917 г.—Святейшему Синоду. Святитель Тихон также участвовал в составлении службы и акафиста Державной иконе. Е.И. Андрианова начала собирать деньги на богатую ризу для иконы, но ей в третий раз явилась Богоматерь и приказала этого не делать, так как скоро по всей России ризы с икон будут снимать, что и случилось потом.
Державная икона принадлежит к типу Цареградских икон Божией Матери; время написания—2 половина XVIII века. Скорее всего, она осталась от прежнего иконостаса Вознесенской церкви, замененного в XIX веке, который в свою очередь во время эвакуации из Москвы при нашествии Наполеона в 1812 г. был принесен в с. Коломенское из кремлевского Вознесенского монастыря (Вознесенский монастырь являлся усыпальницей великих княгинь и русских цариц до XVIII века и был взорван вместе с Чудовым монастырем в Кремле в 1929 г.)
В советское время Державная икона пылилась в запасниках Исторического музея г. Москвы, а в 1990 г. была возвращена в Коломенское и установлена в Казанском храме, входящем в комплекс государственного историко-архитектурного музея-заповедника Коломенское, где и прибывает до сих пор, подавая утешение и помощь молящимся людям.
Память Державной иконы совершается в день ее обретения 2 (15) марта. Нам, жителям Бронницкой округи, вдвойне должно быть приятно, что наша землячка Е.И. Андрианова оказалась причастной к обретению такой исторической святыни как Державная икона Божией Матери. Несомненно, явлением этой иконы Пречистая Богородица показала нам Свою материнскую заботу о стране Российской, и ничем другим не объяснить то, что после стольких тяжких испытаний наше Отечество живо и возрождает Православную веру. Пресвятая Богородица, спаси нас!